И вот, наконец, настал тот час, когда возрадовались птицы в небесах и рыбы в реках, деревья в лесах на речных берегах и люди на мягких скамьях прогулочных лодок: корпорация "Рэй Электрик Аутбодс" создала мощный и надежный подвесной лодочный электромотор! Самая моторизованная страна мира, устыдившись копоти и дыма бензиновых двигателей, первой пустила по своим водам, в Техасе и Калифорнии, Флориде и Саскачеване, на Гавайях и в суровом Северном Гемпшире, в благословенной Пенсильвании - суда на электрическом ходу.
...Свежее раннее утро на озере Уэст-Лейк в окрестностях Лос-Анджелеса никогда не будет нарушено грохотом стартера: сюда допускаются только электромоторы, где самый громкий звук - плеск воды о форштевень, да птичьи трели, хотя в иной день на воду спускаются до 700 судов и суденышек различного размера. Тишина. Чистота. Электричество...
Не нужно быть миллионером, чтобы наслаждаться райской тишиной парения по водам озера. Для этого достаточно быть разумным человеком, любящим своих близких и себя в природе.
...Обладатели судов с электромоторами не оставляют мысли, что следующие 10-20 лет станут временем триумфа электрической тяги над бензиновым выхлопом.
Более опытные бизнесмены, вроде Стива Бардвила, ведущего менеджера компании Уолта Диснея, дают для торжества электрического мотора всего 50 лет. На зато такой прогноз и делается совершенно безапелляционным тоном: "Ну, уж тогда точно все моторы будут электрическими".
Очевидно, что одной лишь тишиной и чистотой моторов покупателя не возьмешь. Производители электромоторов делают основной упор на простоте обслуживания этих моторов и на их универсальности.
Да и в самом деле: пора бы и всем нам понять, что бензиновому мотору не место на озере - все равно, рукотворное оно или естественное, в Калифорнии или под Ростовом.
"Одним электромоторы нравятся своей бесшумностью и универсальностью. Другие видят их прелесть в простоте пользования: управлять лодкой с электромотором может даже ребенок", - утверждает Кен Мэтьюз, редактор специализированного журнала "Electric Boat Journal", являющегося печатным органом Американской Ассоциации Электромоторных Лодок (EBAA). - "Другим нравится заботиться о природе, как о любимом щенке или птичке, осознавая, что мощный и надежный мотор может ничем не повредить стеклянной прозрачности воды и не спугнет утренних соловьев или вечерних уток".
Не следует думать, что лодочный электромотор - это что-то от 21-го века, если даже не вспоминать о нынешних проблемах с экологией. Не всем известно, что первый настоящий подвесной мотор был создан французом Гюставом Труве еще в 1880 году. Вы можете не поверить, но тот первый лодочный мотор был электрическим!
В 1890-м году, благодаря совершенству своих разработок, стала известной американская компания "Elco" , которая на Всемирной промышленной выставке в Чикаго представила небывалое изделие - специально созданный разъездной катер с электромотором. В ту пору электроходами, как их иногда называют в литературе, по озеру, на берегу которого стоит город Чикаго, перевезено более 1 млн. пассажиров.
Так вот и начиналась история судов в электромоторами. И было это 120 лет назад! Электромоторные суда были у Томаса Эдисона, адмирала Дэви, русского великого князя Александра.
Одна из молодых компаний, вроде американской "ElectraCraft", которая за 20 лет работы на рынке вошла в десятку крупнейших производителей электроходов в США, выпускает ультрасовременные катамараны серии "Party Cruiser" длиной от 4,8 до 5,4 м. Представители компании уверяют, что на стапелях одновременно находятся до 30 судов с различной степенью завершенности технологического процесса.
И в самом деле, лодки для электромоторов являются совершенством технологической мысли в своей области: в эпоху всеобщего применения пластиков, конструкторы "ElectraCraft" сочли возможным максимально насытить свои изделия компонентами из нержавеющей стали. Здесь можно найти и высококачественные сплавы, и четырехлопастной винт, и даже гребной вал из нержавеющей стали со стальным же устройством навески мотора на транец.
При изучении характеристик судов серии "Party Cruiser", которых создано всего лишь 3 штуки из семи электроходов спущенных на воду "ElectraCraft", нельзя отделаться от мысли, что речь идет о хорошем "Крайслере" или надежном "Додже": термоэлектрический холодильник, морская кассетная стерео радиосистема "Jensen" с диапазонами СВ и УКВ, сирена, спидометр и сушуар. Вся эта роскошь питается от шести морских аккумуляторов на 230 А и движется по воде усилием встроенного электромотора "General Electric" мощностью всего в 5 л.с.
Отличные электроходы выпускает и другая американские верфь - "Leasure Life Ltd." ("LLL"). Лодки "LLL" имеют достаточно оригинальную конструкцию: у всех у них управление электроснабжением и мотором расположено в кормовой части, между двумя сиденьями в форме шезлонгов. Энергию 5-сильные электромоторы "LLL" получают от 12-вольтовых аккумуляторов со встроенным 20-амперным зарядным устройством. Разумеется, что покупателя, готового выложить за 4-метровое стеклопластиковое судно 4895 долларов, ожидают приятные сюрпризы - стерео магнитола, складной тент, чехлы для сидений и трейлер для перевозки. При собственном весе менее 300 кг, такое судно легко несет 6 человек.
На подъеме находится компания "Ray Electric", расположенная в местечке Кейп Корал во Флориде. Основанная 27 лет назад Мортоном Рэем, компания производит электромоторы и два типа судов на электрическом ходу. На волне нынешнего бума электромоторов, компания заключила соглашения с 21 дилером на территории США и с 6 дилерами - за рубежом.
Рост популярности электромоторов оказался в значительной степени неожиданным для специалистов, и специализированные компании не успевают за ростом спроса на такую высоко технологичную продукцию.
Со своей стороны, изготовители электроходов пытаются сузить рынок своих товаров, инстинктивно понимая его неустойчивость на нынешнем уровне развития техники. Основными покупателями небольших электроходов видятся семьи с подрастающими детьми, где родители не хотели бы доверять свои суда с мощными моторами подросткам. Иными словами - самое "ходовое" электрическое судно в США - небольшой катамаран понтонного типа.
Отличный пример такого семейного судна за 14 тысяч долларов - 5,5-метровый катамаран "Ray Electrocat" с подвесным мотором "Ray Electric", с 16 аккумуляторами типа GC V и двумя зарядными устройствами по 25 А. Разумеется, судно полностью оснащено - имеются ходовые и стояночные огни, пульт управления, амперметр мотора, сирена, 45-санитметровые поручни и вращающееся кресло капитана. Если добавить немного денег, то можно получить и другие "дельные" вещи: боковые жалюзи, эхолот-глубиномер, стереосистему, холодильник, солнечные козырьки и т.п.
Тем не менее, "Ray Electric" предпочитает заниматься электромоторами, а не судами: суда могут быть различными, а свойства электромоторов - постоянны.
И тут пришла пора сказать о недостатках электромоторов - тихоходности и скрытых выбросах. Загрязнение окружающей среды от электромоторов не прямое - но очень сильное, оно сосредоточено на электростанциях, где с выбросами в атмосферу можно бороться централизованно. А это, согласимся, гораздо лучше, чем иметь тысячи индивидуальных загрязнителей среды, какими являются двигатели внутреннего сгорания.
Со скоростью - тут все ясно и, похоже, ничего не поделаешь. Да и так ли уж плохо, когда все пересядут на бесшумные и чистые электроходы, а не будут носиться, как угорелые, разрушая то немногое, что еще осталось от природы!
Остается экзотичным решением - использование солнечных батарей для питания электромотора. К сожалению, солнца в наших широтах маловато, да и ток от солнечных элементов поступает небольшой, достаточный для движения со скоростями никак не более 6 км/ч. Зато абсолютно бесплатно и экологично!
Не пора ли прикупить немножко акций компании по производству электроходов? Сказав "Да" - не забудьте, что заряжать аккумулятор нужно многие часы, в то время как залить бак бензином можно за секундыЕ
Перевод статьи "Electric-powered boats an upswing in popularity" Павла Дмитриева